Шарико-винтовая передача (ШВП)
Шарико – винтовые передачи состоят из гайки с интегрированными шариками, ходового винта, механизма возврата шариков. Шарико-винтовые передачи часто применяют на прецизионном и промышленном оборудовании. Они являются важнейшим компонентом в системах линейного перемещения.Шарико винтовая пара служит для трансформации поступательного движения во вращательное и наоборот. При этом, основное преимущество швп – это высокая точность и кпд.
Шарико-винтовые передачи HIWIN имеют малые потери на трении и обладают высокой точностью. Имеют высокую плавность хода и высокую жёсткость, нуждаются в небольшом движущем моменте. HWIN использует самое современное оборудование и высококачественные материалы, высококвалифицированных инженеров, гарантирует качество при установке и изготовлении своих изделий.
Шарико-винтовая передача одна из самых распространенных передач винт-гайка качения (пара винтовая со встроенными промежуточными элементами качения: роликами или шариками).
Шарико-винтовая передача выполняет следующие функции: преобразует возвратно-поступательное движение во вращательное и наоборот. ШВП имеет обладает всеми характеристиками передачи винт-гайка скольжения. При этом ШВП обладает рядом преимуществ и не имеет таких недостатков (как в случае с простой передачей винт-гайка), как низкий кпд, быстрый износ и потери на трении.
Конструкция ШВП следующая: винт и гайка, в которой имеются специальные винтовые канавки криволинейного профиля. Между винтом и гайкой в канавках расположены шарики, которые предназначены для качения. Шарики перемещаются по канавкам, обеспечивая скольжение при вращении винта и поступательное движение винта через перепускной канал. Шарики через пропускной канал возвращаются в исходное положение. Каналы возврата изготавливаются в специальных вкладышах, вставляющихся в соответствующие гнезда гайки по количеству витков.
Во время работы шарико-винтового механизма, шарики, пройдя по канавкам свой виток, выкатываются в перепускной канал вкладыша, переваливаются через выступ резьбы и возвращаются в первоначальное положение на тот же, либо соседний (зависит от конструкции) виток. Количество рабочих витков обычно от 1 до 6. Большее количество витков используется только в высоко нагруженном оборудовании (например, станки на производстве).
Основные плюсы шарико-винтовой передачи: высокая устойчивость к большим нагрузкам при малых габаритах, малые потери при трении, размерное плавное перемещение и высокая точность, бесшумный и плавный ход, быстродействие.
Из основных недостатков шарико-винтовой передачи можно выделить следующие: ограничение по длине винта (данное ограничение связано с накапливаемой погрешностью), высокая сложность конструкции с множеством деталей, ограничение по скорости вращения винта (это связано с вибрациями), большую стоимость (особенно, в варианте с шлифованным винтом).
В зависимости от условий работы и назначения ШВП делятся на передачи с натягом и передачи с зазором. Осевой зазор всегда выбирается в одну сторону под воздействием осевой силы (силы сопротивления перемещаемого узла, силы тяжести и др.) К тому же, зазор устраняется заранее при производстве с помощью нагрузки на элементы передачи с необходимой силой, которая и будет обеспечивать требуемую жесткость.
По методу производства, шарико-винтовые передачи делятся на 2 группы. Шлифованные швп – получают методом многоуровневого шлифования и катанные, которые получают методом проката.